Мы превращаем бизнес
в удовольствие!
Главная / пресс-центр / Как организовать мозговой штурм в отделе продаж

Как организовать мозговой штурм в отделе продаж

19.09.2013

Настраиваем команду на креатив

Нельзя отрицать очевидное: мозговой штурм — это технология, которая позволяет решать сразу несколько проблем. Однако чтобы результативность этой методики была на высоте, необходимо тщательно подготовиться к процессу. Как настроить команду на эффективную работу в неформальных условиях?

Как и к любого рода встречам, совещаниям, дискуссиям, к мозговому штурму нужно подготовиться заранее, возможно, даже тщательнее, чем ко всем остальным видам совместного обсуждения вопросов(рисунок 1). Однако уже сам процесс позволит вам не только грамотно задать рабочий ритм, но и создать творческую атмосферу в команде. Процесс мозгового штурма индивидуален для каждой конкретной задачи, но в нем всегда сохраняются три основных этапа (рисунок 2):

 4c14bc1b-4279-47b5-8718-41a2aa57862b

5c07de1f-883c-4ab3-842d-575c359bfd6d

 

Раскачка команды

Понятно, что атмосфера штурма должна быть максимально позитивной и креативной. Для ее создания можно использовать несколько простых упражнений.

История на одну букву. Берем, допустим, букву Б и просим всех участников быстро поочередно произносить по одному слову на эту букву, чтобы связать рассказ. (Например, «Бабушка бросила булку. Булка бежала быстро».) Это всегда работает. История получается смешная, что способствует расслаблению и отключению внутреннего цензора (многие участники, особенно плохо знакомые друг с другом, не хотят терять статус и подсознательно оценивают свои предложения и идеи).

Непонятная фигура. Модератор рисует на доске какую-либо непонятную фигуру, пусть это будет круг с двумя горизонтальными палками сбоку. И предлагает каждому придумать, что это может быть, — летающая тарелка, птица в полете. Как вариант, можно попросить участников подойти к доске и добавить к рисунку детали. Однако не забывайте: многие твердо убеждены, что рисовать не умеют вообще, — тут, сколько ни бейся, человек и две палочки не изобразит. В таком случае упражнение только создаст неловкую ситуацию. Так что для команд, участники которых плохо знают друг друга, лучше использовать разговорный жанр.

Дополнительная информация

Одно из важных условий повышения результативности мозгового штурма — максимальная изоляция от внешних раздражителей. Необходимо выключить мобильные телефоны — звонки будут отвлекать внимание и тормозить процесс.

Постановка задачи и генерация идей

Прежде всего необходимо четко поставить задачу и в течение всего процесса не отступать от темы. Например, в ваших планах — разработка нестандартной презентации продукта. Для генерации идей достаточно 7–10 минут (это среднее время интенсивной работы человеческого мозга). Как показывает практика, хорошим результатом будет, если за этот период рождается от 30 до 50 задумок (в среднем одна в десять секунд). Если некоторые предложения участников не вписываются в формат задачи, пресекайте фразы вроде «это не работает, это бред» и старайтесь развить мнение каждого до более или менее приемлемого рабочего предложения. Например, кто-то предлагает устроить бразильский карнавал. Понятно, что это вряд ли применимо в наших погодных условиях. Однако если модифицировать задумку, то можно, как вариант, одеть промоутеров в специальные куртки или накидки с изображением привлекательного торса в ярком карнавальном купальнике и в таком виде отправить в торговые точки.

Более того, нередко появляются идеи, которые совсем не относятся к задачам штурма, но пригодятся для реализации других процессов. В таком случае модератор фиксирует предложения отдельно, а участникам мягко указывает на отклонение от курса.

Обсуждение идей

Из всех предложенных вариантов необходимо выделить самые сильные или наиболее оригинальные. Как правило, отбор ведется путем голосования участников. Если есть время, можно коллективно рассмотреть каждое предложение, его ключевые положительные и отрицательные стороны, а потом принять коллективное решение. После того как будут определены основные идеи для реализации, следует довести их до ума. Если группа, допустим, выделяет два-три варианта, но не может сделать между ними выбор, есть смысл разбить команду на подгруппы, чтобы каждая доработала свое предложение и представила результат остальным участникам, таким образом команда определит наиболее эффективный вариант.

Александр Ковалев

Упражнения для разминки разных групп команды

Мышление мужчин и женщин, статусных и менее опытных коллег существенно различается. Соответственно, методики вовлеченности в мозговой штурм и развития креативности могут быть разными, что дает возможность команде раскрыться наиболее полноценно.

Если аудитория — преимущественно молодые женщины, предложите им сделать рисунок на ту или иную тему, например представить Москву в 2560 году, изобразить будущий продукт (или его улучшенный вариант).

Если аудитория — преимущественно зрелые статусные женщины, поставьте перед ними задачу коллективно придумать историю, в которой каждый может сказать по очереди не более пяти слов (предлоги не считаются). Например, про туриста, который зашел пообедать в кафе.

Если аудитория — преимущественно молодые мужчины, возьмите, допустим, яблоко и предложите всей группе набрать сотню ассоциаций к нему (дача, лето, компот). Или найти пару сотен нестандартных применений самым обычным вещам — зубной щетке, карандашу.

Для зрелых статусных мужчин подготовьте более сложные упражнения на ассоциации. Например, показываем фотографию Жореса Алферова и изображение парового двигателя и просим участников построить систему ассоциаций от изобретения до ученого.

В смешанной команде лучше идти от легкого к сложному: начать с коллективной истории, потом поговорить о применении предмета, затем сделать упражнения на ассоциации.

Как выбрать подходящее место

Один из серьезных показателей эффективности мозгового штурма — смена места и деятельности. Важно не просто перебраться в другой кабинет, а кардинальным образом сменить помещение, например перейти из офиса на склад, где можно творить сидя на полу, в джинсах, а не в строгом костюме. Идеальное место — коворкинги (спартанская атмосфера придает мысли скорость).

Я бы не рекомендовал проводить штурм на природе — кто-то обязательно принесет бадминтон, захочет шашлыка. Это создает расслабленный настрой, но не креативный. По этой же причине считаю нецелесообразной организацию штурмов в развлекательных заведениях, где множество отвлекающих факторов (вкусная еда, действия официантов по обслуживанию столика). Хотя все это, безусловно, индивидуально.

Кроме того, необходимо позаботиться о разных методах ведения процесса. Нельзя долго работать по одной технологии (мозг приучается думать в определенном русле и вроде бы выдает интересные идеи, но эти варианты уже лежат в рамках ограничений). Поэтому в ходе мозгового штурма после трех-четырех этапов генерации идей необходимо менять методы развития творческого процесса (рисунок 3).

425f440d-b268-4683-964d-bc7e42a36b05

Борис Морев

 Почему важно услышать все мнения

В процессе мозгового штурма очень важно, чтобы руководитель взял на себя роль модератора. Не навязывать свои идеи, а выслушать предложения каждого сотрудника, подчеркнуть значимость всех мнений, не допускать превращения дискуссии в базар (рисунок 4). Как правило, сильные менеджеры начинают доминировать, а мнительные — сидят для мебели.

У меня в отделе работал молодой человек, в котором никто не видел никакой перспективы: некомандный игрок, не стремившийся выстроить карьеру и не мотивированный на результат. На одном из мозговых штурмов он сидел отстраненно, говорил нехотя. А мы в тот момент решали острую проблему, и пришлось буквально заставить его заговорить: «Мы здесь собрались, чтобы высказать свое видение ситуации. Твое мнение также важно, если его нет, я буду склонен считать, что тебе все равно, что происходит». И когда этот менеджер вступил в обсуждение, он утер нос самым бойким несколькими простыми фразами, предложив наиболее рациональное решение вопроса. А все потому, что самые активные участники дискуссии так были увлечены отстаиванием своих моделей, что не видели очевидного решения. На вопрос, почему молчал раньше, он ответил: «Хорошо, что вам понравилась моя идея, а если бы вы посчитали ее неинтересной, я бы расстроился».

Для конечного результата ценно мнение каждого из ваших менеджеров. Будьте внимательны к сотрудникам.

 8c012a14-6563-4ed2-b03f-cac717ec8db6

 Алексей Киселев

 Как уйти от протокольного мероприятия

Многие сотрудники не принимают мозговые штурмы — мешают психологические барьеры. В результате утрачиваются спонтанность и свобода мысли, эффективность творческого процесса снижается, а время, которое команда тратит на решение проблем, растягивается до бесконечности. Мы разработали собственные правила игры, с помощью которых сократили время выработки решений до полутора часов.

Несмотря на то что мы практикуем мозговые штурмы с 2010 года, особого статуса у них нет, при необходимости это часть наших плановых совещаний. За проведение штурма назначается ответственный (лидер рабочей группы). Это не просто модератор: заранее (за несколько недель) он изучает вопрос и предлагает к обсуждению и последующей доработке уже готовую идею. На наш взгляд, эта форма оправданна: один человек глубоко исследует тему, что экономит время всей группы. Таким образом, например, родилась концепция нашего нового сайта: лидер группы собрал интересные образцы порталов западных компаний, занимающихся аналогичной деятельностью, и на предварительной презентации представил их интересные особенности, которые, видоизменившись в ходе обсуждения, легли в основу нашего сайта. Бывали случаи, когда на мозговой штурм представляли сразу несколько идей (например, от каждого из отделов департамента маркетинга), и тогда группа, включая руководителей и представителей различных подразделений компании (для объективности голосования), выбирала наиболее перспективную.

Иногда к обсуждению мы привлекаем сотрудников непрофильных департаментов, например ИТ-отдела, как было в случае с разработкой веб-сайта.

Создаем непринужденную атмосферу

Неотъемлемая часть наших штурмов — это непринужденная атмосфера, располагающая к эффективной работе. Кстати, сама обстановка офиса создает творческое настроение: на столах у сотрудников стоят различные головоломки, забавные игрушки, предметы для снятия стресса. Мы не придерживаемся жестких поминутных сценариев обсуждения, таким образом, оптимальные решения вырабатываются в среднем за час-полтора. И как правило, результат более интересен, чем тогда, когда пытались использовать мозговой штурм как добровольно-принудительное, жестко регламентированное творчество.

Продлеваем мозговой штурм

Конечно, не всегда удается сформулировать решение за такое короткое время. Это индивидуальный процесс, который зависит от количественного и качественного состава участников, а также от масштаба цели. При необходимости используем разновидность мозгового штурма — систему «Менеджмент-24» или пролонгированный штурм. Например, с утра в понедельник сотрудники получают определенную задачу, на обсуждение которой дается неделя: сотрудники думают, делятся мнениями между собой и с руководителем, получают возможность более объемно увидеть и оценить проблему — чтото почитать, посмотреть, переосмыслить.

Ирина Семенова

 







Опрос
Проводите ли Вы ежегодную переоценку имущества?
Да.
Нет.
Нет, но планируем.

При заказе через сайт действует скидка!

Инвестиции в Латвии

Партнерство с "Холдингом "Люди Дела"


Проблемы
Цели бизнеса (подразделения) не доведены до персонала...
 
 
Проекты
2005 год
 
 
Новости
Обзор писем Минфина России за ноябрь 2015.  ...
 
 
Статьи
Прошли те времена, когда в ответ на слова «маркетинг территорий» можно было услышать: «Ну, вот, еще один пришел родину продавать! Н ...